«Разгадай тайну песочной страны».
Занятие 1.
«Преображение пустыни»
Задачи: дать представления детям о разных свойствах песка;
развивать зрительное восприятие, сенсорно-перцептивную сферу, мыслительные
процессы, творческое воображение;
создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности,
общности.
Материал: песочница; лейка с водой; пульверизатор; мелкие игрушки жителей пустыни (ящерицы, змеи, кактусы и т.д.), пещерных людей, гномиков, цветов, бабочек, деревьев; камни различной фактуры и материала; джип.
Ход работы.
Ребята, сегодня мы познакомимся с удивительной сказочной страной, которая находится далеко-далеко в песках. Встретиться с волшебством той страны может только тот человек, кто стремится к новым знаниям, любит играть и фантазировать. Я думаю, что вы и есть такие ребята.
А песочная страна находится вот в этом ящике. Давайте посмотрим. (Психолог снимает крышку с песочного подноса). Итак, перед нами сейчас большая песочная пустыня. Пока здесь нет ничего, кроме песка. Давайте поприветствуем его. Приложим свою ладошку на песок и сделаем отпечаток. Очень хорошо. А теперь закопайте руки в песок и отыщите пальчики друг друга. Попробуйте отгадать, с чьими пальчиками вы встретились. А как вы думаете, кто может жить в пустыне? (змеи, ящерицы, черепахи, скорпионы, разные жуки, верблюды…). Давайте найдём их фигурки и поместим в песок. Любое существо, которое пройдёт через эту пустыню оставляет после себя след. Сейчас я сделаю отпечаток, а вы догадайтесь, чей он? Но сначала закройте глаза. (Психолог делает отпечаток фигурками змеи, жука, скорпиона, а дети отгадывают. Последняя загадка – следы машины. Обращаем внимание детей на то, что только машина с большими колёсами способна пересечь пески). Молодцы, ребята.
А как вы думаете, что может расти в пустыне? (Кактусы). Давайте поместим их в песочницу. А почему растениям трудно расти на сыпучих песчаных холмах – барханах? (Песок рыхлый, легко переносится ветром с места на место. Он может совсем засыпать растение или, наоборот, открыть его корни палящему солнцу. В таких условиях выживают только самые выносливые растения).
В пустыне бывают и песчаные бури. (Психолог рассказывает и одновременно проигрывает действие с детьми в песочнице). Посмотрите, песок спрятал всех жителей. Давайте их отыщем. А нашими помощниками будут вот эти кисточки и трубочки. (Дети с помощью «инструментов»-помощников слегка откапывают части игрушек и отгадывают, кого в этом месте засыпал песок).
Молодцы, ребята. Посмотрите, в песочной стране пошёл дождик. (С помощью пульвелизатора смачиваем песок). Дождик тоже оставил на песке свои отпечатки. Как вы думаете можно из такого песка сделать норку, чтобы спрятаться от жары? (Дети высказывают свои предположения и проверяют их на практике). Мы ведь с вами находимся в волшебной стране и поэтому можем преобразить пустыню. Давайте попробуем поискать воду. Раскопайте песок, доберитесь до дна песочницы. (Дети создают в песке реки). А теперь давайте создадим бурлящий поток. В этом вам поможет вода из этой лейки. (Дети добавляют воду в созданные ими реки и следят за тем, что происходит). Куда же девается вода? (Она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками). Спасибо реке за воду. Давайте теперь перемешаем песок и попробуем ещё раз сделать норки, но уже из мокрого песка. А если мы сейчас сделаем большую гору, то наша норка превратиться в глубокую пещеру. Смотрите, как преображается наша пустыня. Здесь уже появились горы, давайте теперь посадим вокруг деревья и цветы. А кто может жить в горе? (пещерные люди, гномы, звери). Выберите по три фигурки, и заселим нашу страну жителями. (Можно сделать дополнительные строения, используя спички или готовые домики, проложить дороги и т. д.).
Какая чудесная страна у нас получилась.
Что нового вы узнали сегодня в песочной стране?
Какие знания вам могут пригодиться в дальнейших путешествиях?
Занятие 2.
«Ладошки на песке»
Задачи: развивать произвольное внимание, зрительно-моторную координацию,
сенсорно- перцептивную сферу, творческое воображение;
гармонизировать внутреннее состояние.
Материал: песочница; карандаш; различные бусины; стеклянные шарики, кубики и другие формы; фасоль; ракушки; искусственные цветы; различные семена; листья деревьев; вырезки цветов из журналов; лёгкая музыка.
Ход работы.
Сегодня мы будем играть в песочной стране со своими ладошками.
Положите свои руки на песок. Что вы почувствовали, какой песок на ощупь?(холодный, мягкий). Давайте погреем песок своими руками, дадим ему частичку своего тепла. Перемешиваем руками песок, перетираем между ладошками. У кого уже песок стал тёплым? Молодцы, вы хорошо потрудились. А теперь закопаем свои ладошки в песок и познакомим пальчики друг с другом. Поднимите сначала указательные пальчики и пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками. А теперь пошевелите средними пальчиками, безымянными… (Это упражнение проделывается с каждым пальчиком по отдельности двумя руками одновременно. Во время этой игры обращаем внимание на то, чтобы на поверхности песка работали только те пальчики, имена которых называются, а остальная часть руки должна полностью быть закопанной в песке).
А сейчас мы достанем наши руки и положим их на поверхность песка. Разровняйте песок, сделайте его гладким, чтобы удобно было рисовать.
Возьмите в руки карандаш и обведите свою правую ладошку на песке. А теперь чтобы никакая песчаная буря не смогла разрушить наш рисунок, давайте выложим его из фасоли (можно использовать и другой материал, например арбузные косточки). Посмотрите, похожие получились у нас ладошки? А теперь посмотрите внимательно на свою ладонь, что вы видите? Чем она отличается от ладошки на песке? Да, у нас на ладошках есть много разных линий. У некоторых людей линии нарисованы так, что даже напоминают буквы. У меня на ладошке линии нарисованы так, что напоминают букву М. А кто видит на своей ладошке какие-нибудь буквы? Легонечко обведите карандашиком свои линии на руке, запомните, как они проходят, как будто маленькие ручейки бегут куда-то. Прислушайтесь к своим ощущениям, когда карандашик касается ладошки. А теперь давайте перенесём рисунок с нашей ладошки на песочную. (Дети, глядя на свою ладонь, копируют рисунок из линий на песок).
Ребята, а на что похожа песочная ладошка, если сейчас её дорисовать? (варианты могут быть различными: птица, павлин, цветы, солнышко и т.д.).
А вот и песочная загадка для вас. (Психолог рисует у основания ладошки силуэт вазы на песке). Что же теперь может получиться, как вы думаете? Правильно, это цветы, которые стоят в вазе. Я предлагаю вам оживить их и украсить вазу. (Дети выкладывают силуэтное изображение вазы с помощью дополнительного материала (стёклянных шариков и кубиков, бусинок и т.д.), а каждый пальчик песочной ладошки превращают в цветок, используя ракушки, искусственные цветы, листья деревьев, косточки, различные семена, вырезки из журналов и т. д.).
Ребята, у нас получилась чудесная работа. Давайте подарим этот красивый букет цветов и частичку нашей дружбы песочной стране, и пожелаем ей… (Дети по очереди берут маленький цветочек (можно нарисованный) говорят своё пожелание и добавляют его в общий букет).
Занятие 3.
«Песчинки-художницы»
Задачи: развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал;
гармонизировать внутреннее состояние;
формировать установку комфортного отношения к себе.
Материал: песочница, цветной песок, ракушки, камешки разной формы и цвета, природный материал, медитативная музыка.
Ход работы.
Ребята, сегодня я расскажу вам одну удивительную историю о песке. Вернее, о его самых маленьких частичках – песчинках. А дело было так…
На одном чудесном пляже в Солнечном городе песочной страны поселились две подружки-песчинки. Это были самые обыкновенные песчинки, которых на пляже бывает огромное множество. Где подружки только не побывали за свою песочную жизнь: и на необитаемом острове жили и на дне морском среди красивых ракушек и камешков. А особенно нравилось подружкам путешествовать вместе с весёлым ветерком. Так и очутились они в песочной стране на чудесном пляже Солнечного города. Здесь так было красиво вокруг, что подружки решили задержаться. А чтобы их случайно не смыло волной, песчинки перебрались к огромным камням, подальше от воды. Каждое утро их будило солнышко, чтобы покатать на качелях из волшебной радуги. А потом на пляж приходил молодой художник. Он доставал свои чудесные краски, добавлял в них немножко свежей пены морской волны, крики чаек, блики солнечного света и начинал рисовать. И картины под его рукой одна за другой оживали.
Песчинки- подружки с замиранием сердца следили за работой художника. Им очень хотелось рисовать также красиво, но у подружек не было красок. А вскоре художник покинул Солнечный город. Теперь на пляже не было картин, которыми можно было любоваться.
И тогда подружки-песчинки вместе со своими соседками, такими же песчинками, решили выкладывать узоры на песке. А морская волна приносила им разные украшения: то зелёные водоросли, то ракушки или камешки. Но подружки всё ещё мечтали о красках. Какие чудесные картины могли бы тогда получиться.
И вот однажды на той стороне пляжа, где жили наши знакомые подружки, прошёл цветной дождик, и выкрасил песчинки в разные цвета. Теперь они сами были похожи на радугу. В весёлом танце теперь кружили песчинки и когда они опускались на землю, то на песке можно было увидеть прекрасные картины, среди которых виднелись и далёкие острова, и закат и диковинные узоры. Даже вода старалась не заходить на берег, чтобы не разрушать такую красоту. Так проходил день. А с наступлением утра всё начиналось сначала. Песчинки-художницы дарили миру новые картины. И если вам посчастливится когда-нибудь побывать на том пляже, обязательно зайдите в гости к песчинкам – подружкам, чтобы полюбоваться этими удивительными картинами на песке.
Обсуждение:
Как попали песчинки на пляж Солнечного города?
Кого они встретили на пляже?
О чём мечтали песчинки-подружки?
Что же помогло им осуществить свою мечту?
Ребята, сегодня я принесла для вас цветной песок со сказочного пляжа, и мы тоже попробуем нарисовать свои картины на песке. А поможет нам в этом красивая музыка и разнообразный природный материал. ( Дети рисуют цветные картины на песке, по окончании работы дают им названия).
Вот и мы с вами смогли создать такие чудесные картины. А теперь давайте поблагодарим друг друга за работу. Спасибо всем!
Занятие 4.
«Эти чудо-камни»
Задачи: развивать произвольное внимание, зрительное восприятие, мыслительные
процессы обобщения и классификации, тактильно-кинестетическую
чувствительность, мелкую моторику; творческое самовыражение.
Материал: песочница, фигурки домашних и диких зверей и птиц, насекомых;
кисточки, трубочки из-под коктейля, силуэтные изображения различных животных,
камни разной фактуры, подвижная музыка (X-MODE. В мире животных).
Ход работы.
Ребята, сегодня мы снова отправляемся в путешествие по песочной стране, и сами будем творить чудеса. Давайте собираться в путь. Для начала прикоснёмся к этой ладони на песке, чтобы наполниться волшебной силой. (Дети по очереди кладут ладошки на отпечаток, таким образом, осуществляется ритуал входа в песочную страну).
Итак, перед нами настоящая пустыня. Но пески перед нами не простые, а волшебные. В них таится много интересных вещей, с которыми нам ещё предстоит познакомиться. Давайте оживим эти пески и создадим в нашей пустыне реки. (Дети раскапывают дно песочницы и создают речные берега). Молодцы ребята. А вы знаете, что у Земли есть ещё и каменная одежда? Там, где эта одежда видна на поверхности, очень много камней, и мы с вами видим горы. И камни – это как бы кусочки гор, неживая природа. Вот и на нашем берегу лежат разные камни, давайте посмотрим на них. Есть вот такие плоские, подержите их в руках. (Ведущий даёт в руки детям гладкий камень).
Почему у него нет острых углов?
А раньше были?
Округлые камешки из моря. Такими их сделала вода. Она двигала камни, ударяла друг о друга, они тёрлись и о песок. Острые углы постепенно исчезли, и камешек стал округлым. Наверное, много времени понадобилось воде, чтобы добиться такого результата.
А вот камни совсем другие. Подержите их в руках.
Что вы чувствуете, какие они на ощупь? (неровные, бугристые, даже немного острые). Как вы думаете, почему они такие? (Дети передают друг другу камни и размещают их в песочнице).
Мы с вами находимся в волшебной стране, а поэтому на каждом шагу нас могут подстерегать разные неожиданности. Вот и песочная страна приготовила для нас сюрпризы. Закройте глаза и медленно считайте до 10. (В это время психолог раскладывает среди камней силуэты животных и наполовину присыпает их песком).
Посмотрите, сколько чудесных камешков появилось на берегу. Что-то они мне напоминают (животных). Да, пески таят в себе много тайн. Любой предмет может оживать в этой стране. Вот и чудо-камни можно оживить. Для этого выберите любой из них, положить между ладошками и становитесь в круг. Сейчас заиграет музыка, и мы начнём движение. Как только музыка перестанет играть, нужно замереть на месте. И тот, кто услышит своё имя, должен будет изобразить свой камешек в движении, оживить его. А все остальные будут отгадывать, на какое животное он похож. Готовы? Тогда берите по чудо-камню и начинаем. (Дети двигаются под музыку и загадывают свои загадки, а отгадки в виде маленьких фигурок помещаем в песочницу).
Посмотрите у нас уже и первые жители появились (перечисление). Но есть ещё камешки, чьи загадки не разгаданы. Некоторые части их присыпаны песком. Вам нужно будет отгадать, кто же в них прячется. Но есть одно правило: камешки нельзя раскапывать руками. (Дети отгадывают загадки, используя кисточки, трубочки из-под коктейля, отгадки-фигурки помещаются в песок).
Итак, в нашей песочной стране появилось множество жителей, настоящий животный мир. Здесь есть и домашние звери, кто ещё? Помогайте мне (дикие звери, птицы и насекомые). Все животные находятся у реки и очень растеряны, ведь у них нет дома. Давайте создадим для них привычную среду обитания.
(Дети решают, где в песочнице будет лес, где луг, где деревня. Создают природные уголки и расселяют все группы на свои места обитания. Обращаем внимание детей на то, что всех диких и домашних зверей, птиц, насекомых можно назвать одним общим словом – животные).
Вот такая песочная страна получилась у нас сегодня.
Что вам понравилось больше всего в путешествии?
А теперь, давайте, соединим наши руки над песочницей так, чтобы получился цветок «дружбы». Почувствуйте тепло ваших рук. Пусть и песочная страна получит частичку нашей дружбы, чтобы всем её жителям здесь всегда было тепло и уютно.
Спасибо за работу.
Занятие 5.
«Сила добра»
Задачи: развивать память, внимание, пространственную ориентацию, мелкую моторику руки.
Материал: песочница, фотография-схема песочной страны, карточки-схемы с нарисованным маршрутом передвижения, домики, предметы-ориентиры, фигурки сказочных героев, фасоль.
Ход работы.
Ребята, сегодня песочная страна нуждается в нашей помощи. Страшный колдун ОЛЗ налил воды в песочные часы, и время в песочной стране остановилось. Оно просто застыло, как и всё вокруг, словно на фотографии. Что же мы можем сделать, чтобы песок в часах снова стал сыпучим, и жизнь страны восстановилась? Конечно, нам нужно солнце. Став лучиками солнца, мы сможем согреть песок, время снова пойдёт своим чередом и нам удастся оживить фотографию песочной страны. (Дети создают из песка объёмный круг – солнышко, и каждый ребёнок-лучик, рисуя его на песке, говорит песочной стране своё пожелание).
Посмотрите, а вот и фотография, которую нужно оживить (фотография может быть закопана в песке).
Психолог показывает фотографию-схему, где изображены домики и отмечены дорожки к ним. На пути к каждому домику стоит определённый ориентир. Это может быть дерево, кустик, скамеечка, камень, речка, мостик, клумба и т.д. Затем дети, глядя на схему, переносят её на песочный поднос. А чтобы лучше были видны дорожки на песке, их можно выделить с помощью фасоли.
Итак, дело сделано. Нам удалось рассеять чары злого волшебника. Жизнь снова возродилась. Но почему-то никого нет на улицах. Наверное, жители ещё ничего не знают о нас, и всё ещё боятся злого волшебника. Давайте обойдём всех и познакомимся с ними поближе. А вот и карточки- путеводители. (Каждый ребёнок по очереди берёт карточку с обозначенным на ней маршрутом. В конце маршрута стоит домик, возле которого будут находиться и его жители. Так осуществляется знакомство с жителями песочной страны. Ими могут быть любые предметы или игрушки от киндер-сюрпризов).
Наши новые друзья очень рады знакомству и хотят с нами поиграть. Надеюсь, вы их всех хорошо запомнили? (называем ещё раз всех жителей, их может быть до 10). А теперь кто-то из них спрячется, а вы должны будете отгадать, кто спрятался, и найти его. Готовы? Тогда закрывайте глаза.
Вначале игрушку прячет психолог (закапывает в песок), а потом роль ведущего выполняет кто-либо из детей. Когда дети определят исчезнувшего персонажа, они должны будут найти то место, в котором он прячется. А ведущий может подсказывать, используя только два слова – горячо-холодно. Таким образом, все дети должны побывать и в роли ведущего и в роли отгадчика.
Молодцы, ребята, вы сегодня потрудились как настоящие, добрые волшебники. И, конечно же, многому научились. Помните, как в сказке про Золушку говорил юный помощник крёстной феи: «Я не волшебник, я ещё только учусь». Каждый из вас, совершая добрые дела, становится волшебником и делает мир чуточку добрее. Песочная страна вам очень благодарна. Она дарит нам вот этот камень, который помогает исполнять желания. (Камень должен быть необычным. Я использую в данном случае камень, внешне напоминающий алмаз). Пусть каждый из вас возьмёт его в руки и тихонечко, шепотом загадает желание, какими вы хотите стать. И я думаю рано или поздно, оно обязательно должно исполнится.
Занятие 6.
«Загадки волшебного коврика»
Задачи: развивать сенсорные ощущения, мышление и речь.
Материал: песочница; шнурки разной длины; искусственные цветы жёлтого, синего, красного, белого и зелёного цвета; мелкие игрушки; карточка с набором предъявляемых слов; «ящик ощущений».
Ход работы.
Ребята, сегодня мы будем создавать для цветочной феи волшебный коврик. Как вы думаете, какой материал нам для этого понадобиться?
А теперь давайте посмотрим, что приготовила для нас цветочная фея. (Психолог ставит перед детьми «ящик ощущений». Его можно изготовить из коробки из-под обуви. Крышка ящика должна легко открываться – через неё предметы будут помещаться внутрь. По бокам ящика нужно проделать два отверстия такого диаметра, чтобы ребёнок мог засунуть в ящик руки. А к каждому отверстию с внешней стороны можно прикрепить верхнюю часть старого носка).
В этом ящике находятся нужные нам предметы. Каждый из вас будет опускать руки внутрь и определять, что же внутри. Будьте внимательны, нам нужно отгадать все предметы, которые там лежат. Только тогда они смогут приобрести волшебную силу и помогут нам в работе. (Каждый ребёнок, опуская в ящик руки, пытается определить его содержимое. Затем «ящик» открываем и достаём предметы).
Итак, у нас есть жёлтые, синие, красные, белые и даже зелёные цветы, лист бумаги, на котором написаны слова и разные шнурки.
(Дети подходят к песочнице. В песочнице нарисован квадрат, который разбит на шестнадцать клеток).
А вот и коврик, который нам предстоит оживить. Давайте добавим ему ярких красок с помощью разноцветных шнурков, сделаем все нарисованные линии цветными. (Дети выкладывают по контуру линий шнурки, выделяя, таким образом, каждую ячейку).
А теперь мы будем по порядку заполнять пустые клеточки квадрата цветами, ничего не пропуская. Внимательно слушайте слова, которые я буду называть. Вам нужно будет выделить первую букву в слове и определить, какой цветок украсит первую клеточку нашего квадрата. Например, я называю слово с-с-собака. Первая буква какая? Правильно, буква С. Какой цветок мне нужен? – синий. Ребёнок помещает цветок синего цвета в первую клеточку квадрата. (Так заполняются и остальные клеточки квадрата).
Предъявляемые слова:
собака
|
жаба
|
конфета
|
зебра
|
бочка
|
слон
|
жемчуг
|
буква
|
кот
|
забор
|
жук
|
каштан
|
камень
|
крыса
|
блокнот
|
слива
|
Какой чудесный ковёр получился. Настоящая цветочная поляна. Молодцы, ребята, фея будет очень довольна. А вот и первый гость на чудо-полянке (ставим фигурку возле первой клетки со словом «собака»). Он обещал помочь фее полить её любимые цветы у дома. Но теперь не знает, как это сделать. Говорят, есть на поляне цветы, которые навевают на путников сон, и тот, кто вдохнёт их аромат больше никогда не проснётся. Как же ему добраться до домика цветочной феи (ставим домик справа от зелёного цветка, возле слова «зебра»)? Знаю только, что фея не собирает на поляне жёлтые цветы. (Дети проходят путь к домику, минуя клетки с желтыми цветами).
Спасибо, ребята, за помощь, вы настоящие друзья. Ну а нашим героям с дорожки и отдохнуть не мешало бы. Встретимся с ними в следующий раз.
Спасибо всем за работу.
Занятие 7.
«В гостях у цветочной феи»
Задачи: развивать произвольное внимание, мышление, пространственную ориентацию.
Материал: две песочницы, фигурки цветочной феи и её помощника, домик, деревья, искусственные цветы, пульверизатор, мешочек с маленькими наклейками цветов, план-карта, разрезанная на шесть частей.
Ход работы.
Ребята, сегодня мы отправимся к нашей давней знакомой – цветочной фее. Давайте вспомним, что мы делали на прошлом занятии и где мы расстались с нашими героями.
Конечно, наш герой спешил к фее, чтобы помочь ей полить цветы у дома. Ведь цветов у неё великое множество и за всеми нужен уход. А вот справиться в одиночку очень тяжело, нужны помощники. Поможем, ребята? (Дети подходят к песочнице, в которой стоит домик цветочной феи, растут деревья, а в центре песочницы расположены четыре клумбы, таким образом, чтобы можно было задать детям направление: вверх-вниз, вправо-влево. В центре, между клумбами, находится фигурка помощника).
Ребята, наш герой будет подсказывать вам, какую клумбу нужно полить, а вы внимательно слушайте и поливайте (полив цветов осуществляется с помощью пульверизатора).
Задания: нужно полить клумбу справа от меня, а теперь нужно полить клумбу внизу, а теперь поливаем клумбу слева от меня и т.д. (Можно усложнять задания, например, нужно полить клумбу не с синими, не с красными и не с белыми цветами. Таким образом, каждый ребёнок должен получить от героя задание и полить клумбу несколько раз).
Итак, сделал дело – гуляй смело. Так гласит народная мудрость. А цветочная фея приглашает нас поиграть в её любимые игры. (Во второй песочнице рисуем игровое поле – квадрат, разделённый на девять ячеек). У нас будет две команды: команда цветочной феи и команда её помощника (как вариант – команда детей и команда сказочных героев). Каждая команда будет делать ход, и класть в пустую клеточку либо стеклянный шарик, либо кубик. Какая команда сможет первой выложить три свои фигурки подряд, та и выиграет (модификация игры «крестики-нолики»).
(Усложнение: игровое поле на 16 ячеек, закрыть своими фигурками нужно четыре клеточки подряд по горизонтали, по вертикали либо по диагонали).
Молодцы, ребята, а теперь следующая игра. Каждый из вас получит карточку-загадку, на которой изображены точки в разных клеточках квадрата. Вам нужно выложить такую же комбинацию из стеклянных шариков (кубиков) на игровом поле в песочнице (16 ячеек). За выполненное задание вы получите часть карты. Цветочная фея большая выдумщица. Она приготовила для вас маленький сюрприз и зарыла его в песочнице. А чтобы его найти вам понадобятся все части этой карты. (Дети выполняют задание и получают часть общей картинки ).
А теперь осталось только сложить карту, чтобы отыскать в песочнице нужное место. (Дети складывают картинку, на которой схематично изображён план песочной страны, и крестиком отмечено нужное место. Там, в маленьком пакетике зарыты наклейки с маленькими цветочками, которые дети наклеивают друг другу на правую руку).
Давайте, ребята, поблагодарим цветочную фею за подарок и пожелаем ей чего-нибудь приятного. (Дети передают друг другу фигурку феи, благодарят её и говорят своё пожелание).
Занятие 8.
«Магический круг»
Задачи: развивать творческий потенциал;
гармонизировать внутреннее состояние;
формировать установку комфортного отношения к себе.
Материал: две песочницы с сухим песком, пульверизатор, цветной песок (окрашивается акварелью), медитативная музыка.
Вместо цветного песка можно использовать цветную и неокрашенную манку; плотную бумагу или картон, клей ПВА, кисточки.
Ход работы.
Ребята, сегодня на нашем занятии мы будем работать с кругом. Круг – это магическая фигура. Если оглянуться вокруг, то можно увидеть, что всё – гнёзда, яйца, капли дождя, звёзды, даже наша планета – имеют форму круга. Всё в мире движется по кругу. И чтобы познать силу, которой обладает круг, мы с вами должны пройти через его пространство.
А поможет нам в этом корсажная лента. (Дети становятся в круг, берутся за руки. У психолога наискосок на плече висит сшитая корсажная лента (диаметр примерно 110см). Каждому ребёнку нужно каким-либо образом попытаться передать корсажную ленту рядом стоящему соседу на его плечо. Ленту можно переступать, либо перебрасывать её через голову, не разъединяя рук. Но помощь соседей при этом допускается. Упражнение проходит до тех пор, пока каждый из детей не «пройдёт» через ленту и она не вернётся к психологу с другой стороны круга. Дети проходят через магический круг и подходят к песочнице).
Возьмите в ладошки песок, крепко сожмите, ощутите его силу. А теперь разожмите пальчики, сделайте песочный водопад. Почувствуйте, какой песок сыпучий, как быстро убегает из-под пальцев. Вы можете окропить песок живой водой (используется пульверизатор). И тогда он станет крепче и неподвластен ветрам. Почувствуйте, какая свежесть появилась в воздухе.
А теперь движением руки нарисуйте большой круг в песочнице, ощутите его магическую силу. (Ребёнок может работать как с сухим песком, так и с мокрым).
А теперь давайте заполним наш круг разными предметами, украсим его, можно использовать и цветной песок. А музыка песков пусть поможет вам в создании этого чуда.
Включается спокойная музыка и ребёнок создаёт свою мандалу на песке. Это может быть и объёмное изображение, пространство которого может заполняться не только цветным песком, но и ракушками, камнями, стеклянными шарами и т.д. По окончании работы ребёнок придумывает название своей мандалы.
Вариант 2.
Цветной песок можно заменить окрашенной манкой. По структуре она тоже напоминает песок. Тогда вместо песочницы понадобится картон, клей ПВА, если нужно сохранить изображение, кисточки. Манка окрашивается с помощью цветных мелков.
На листе картона рисуем мандалу с использованием разных геометрических форм. Затем разукрашиваем её с помощью разных цветов манки, предварительно намазав нужный фрагмент клеем. По завершении узоров придумываем название.
Использование песочной терапии возможно и на логопедических занятиях. Песочница может помочь в работе с любыми темами, например: игры на развитие фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, связной речи, по развитию грамматического строя речи, во время обучения чтению и письму, во время работы над разнообразными понятиями (овощи, мебель, посуда и др.). Особенно хорошо подходит этот метод для тех детей, которые по какой-либо причине (психологической, поведенческой и др.) отказываются выполнять данные им задания.
разгарнуць » / « згарнуць